Катерині Андрєєвій 20 листопада у Мінську було пред’явлено звинувачення за ч.1 ст. 342 КК (організація і підготовка дій, грубо порушують громадський порядок). Їй обрано запобіжний захід: арешт на 2 місяці, тобто до 20 січня 2021 року. Катерина не визнає своєї провини і повністю відмовляється давати свідчення..
Її повинні перевести в СІЗО Жодіно. За місцем прописки Катерини, у її родичів, був проведений обшук, але там нічого не знайшли і не вилучили. Як зазначається в протоколі «пристроїв і засобів вчинення злочину, предметів і документів, причетних до кримінальної справи, не виявлено».
Журналістка Катерина Андрєєва і оператор Дарина Чулцова були затримані 15 листопада в квартирі на 14-му поверсі будинку на площі Змін. З цієї квартири вони вели живий репортаж про протистояння силовиків і захисників народного меморіалу Романа Бондаренка. Затримання проводив спецназ, двері в квартирі просто виламали.
«Не бийте мене! Я – журналіст!» Таку назву має спільне видання Польської асоціації журналістів SDP та НСЖУ, яке зараз готується до друку. Це серія детальних розповідей білоруських журналістів про обставини брутальних затримань та арештів, які відбуваються в країні від часу президентських виборів у серпні цього року. Одна з авторів цієї книжки – відома білоруська журналістка, кореспондентка телеканалу БЕЛСАТ Катерина Андрєєва.
Хто така журналістка Катерина Андрєєва? Білоруське видання «Наша Нива» поговорило про колегу з її дідусем, ветераном журналістики, колишнім головним редактором видання «Труд в Беларуси» Сергієм Вагановим та її чоловіком, журналістом Ігорем Ільяшом.
Публікуємо розповідь мовою оригіналу:
Екатерине 27 лет. Ее настоящая фамилия Бахвалова, Андреева — это творческий псевдоним. «Катя взяла его в честь отца, которого зовут Андрей, у них очень теплые отношения», — рассказывает Сергей Ваганов.
Детство девочки прошло в минском районе вблизи Золотой Горки, Козлова и Берестянской. У бабушки с дедушкой она единственнаявнучка. Родители у Екатерины филологи.
Училась сначала в школе №19, а потом перешла в белорусскоязычную гимназию №23 на проспекте Независимости. «Мне кажется, что у нее уже тогда возникли сильные чувства к Родине. Я был на Катином выпускном, она была единственной из выпускников, кто говорил по-белорусски».
Еще в школе у Екатерины проявились склонности к изучению иностранных языков. Она занималась с репетиторами, в совершенстве владеет английским, после школы поступила на испанский язык в МГЛУ. Однако доучиться в инязе не получилось. На третьем курсе Екатерина неожиданно даже для родственников забирает документы из университета, чтобы поехать волонтером в Испанию.
«Это была программа по охране природы, экологии по линии Евросоюза. Они жили в испанской деревушке, но получилось так, что ничего не делали, а только получали деньги от кураторов. Катю такое не устраивало, поэтому она уехала оттуда в Малагу [город на юге Испании — «НН»]. Там она стала преподавать английский язык для испанцев», – рассказывает Сергей Ваганов.
В Испании Екатерина даже успела войти в один из профсоюзов и поучаствовать в забастовке. В итоге история с преподаванием закончилась не очень красиво, руководство языковой школы осталось должно преподавателям деньги. Всего в Испании Екатерина пробыла более двух лет.
Возвращаться домой Катя решила с помощью платформы для попутчиков «Бла-бла-кар», так она объехала десять стран, пока добралась до Вильнюса. Уже там был куплен билет до Минска, но литовские пограничники высадили на границе, так как просроченной была виза. В итоге какое-то время ее продержали даже за решеткой, но потом отпустили и сказали переходить границу.
«Дело в том, что пересекать границу пешком было нельзя, и Катя забросила вещи в джип к какому-то россиянину и сказала, что поедет с ним, так и довез ее до Филармонии, а уже оттуда пошла домой», — смеется дедушка.
Идея стать журналистом, как вспоминает Сергей Ваганов, пришла к Кате, когда она возвращалась из Европы на родину. В дороге она написала на конкурс «Народный журналист» текст «Полонез на вокзале». «Прислала мне, чтобы я посмотрел, что-то поправил, в итоге эта статья заняла призовое место, диплом вручал дипломат Петр Садовский. Никто не знал, что Катя — моя внучка, я никому не говорил.
Потом для меня было неожиданностью увидеть ее публицистику в «Нашей Ниве». Также я даже не знал, что она что-то присылала изданию. У меня есть стихотворение «Журналистка» — это о ней.
Яе ўсю ноч трымалі ў пастарунку.
Прапанавалі каву і зефір:
«Частуйцеся, вышэйшага гатунку!
Не тое, што акрэсцінскі чыфір…
Якое глупства ваша галадоўка!
Ці ж вам не трэба набіраць вагу?!
Цукерку пакаштуйце, вось, «Кароўка»…
Не хочаце? А вы праз не магу…»
Ёй сапраўды не шкодзіла б паесці.
У вочы поўз вясёлкавы туман.
Падумала: а як жа моўчкі бэсціць
Яе звышклапатлівы капітан!
Падрыхтавана здымачная група.
Люстэркам ззяе зоркі аб’ектыў…
«Ну, з’еш! Ну, з’еш! — малілі зрэнкі тупа. —
З’ясі, хутчэй на волю выйдзеш ты…
Не псуй для тэлебачання карцінку.
БТ, РТ развешаны кручкі.
Не ўсё ж пра гвалт амонаўскі пласцінку
Табе круціць, пра кулі і дручкі…»
Яе ўсю ноч трымалі ў пастарунку.
Карцінку спадзяваліся займець.
Ды толькі хто вышэйшага гатунку,
Ніколі ім ужо не зразумець.
«Возможно, гены сработали. Ее прадед, мой отец Давид Пинхасик, был известным журналистом, прабабушка Мария Ваганова окончила к войне КИЖ, в 1939 году бросила дочь на друзей и пошла с армией в Западную Беларусь, создавала и была первым главным редактором «Полесской правды», а 24 июня, кажется, выпускала первый в войну номер «Советской Белоруссии». Я думаю, что во многом Катя унаследовала ее боевой характер», – говорит дед.
В своей работе Екатерина никогда не обходила острых тем, постоянно вела стримы «Белсата». «Постоянные и гордость, и волнения за внучку. Она абсолютно предана профессии. Сама Катя – -человек с нравом, характером. Мы, родные, поднимали разговоры о выезде за границу, пока здесь неспокойно. Так она отвечала, что даже речи об этом быть не может, запрещала об этом говорить».
С журналистом Игорем Ильяшом Екатерина в браке уже почти четыре года. «Мы познакомились в 2015 году. Я не так давно был журналистом «Радио Свобода», а Катя вообще только начинала путь в журналистике, пришла сотрудничать с редакцией. Ей была очень интересна тема участия белорусов в войне на востоке Украины, мне тоже, мы объединяли усилия, работали вместе, так и влюбились друг в друга. А чуть более чем через год после знакомства сыграли свадьбу», — рассказывает Игорь.
Пара и дальше продолжала работать вместе, добавились громкие расследования коррупции среди высоких чиновников и бизнесменов, не забрасывали и тему Донбасса. В этом году в Киеве вышла их совместная книга «Белорусский Донбасс». «Катя очень гордилась, что уже в 26 лет обзавелась такой серьезной книгой, разработала уникальную тему, которой никто больше не занимался. Были и угрозы со стороны героев, она написала о боевике ЛДНР, которого завербовал ГУБОПиК, после этого были угрозы. Писала заявление в милицию, но там ответили, что не могут выяснить, где этот человек находится», — говорит Ильяш.
С 2017 года Екатерина сотрудничает с телеканалом «Белсат». «Она звезда стримов. Ее неоднократно задерживали, привлекали к административной ответственности. Катя в гораздо большей степени, чем я, уличный журналист, который постоянно чувствовал угрозу. Нельзя сказать, что мы не предусматривали подобной ситуации, она все прекрасно понимала и готовилась.
Я думаю, что предъявление обвинения по уголовной статье не стало для нее шоком. Уверен, что она хорошо держится и уверена в том, что победит. Даже тот факт, что Катя отказалась давать хоть какие-то показания свидетельствует, что она находится в отличной психологической форме. Мы много общались и решили, что будем оставаться в стране до последней возможности», – подытоживает Игорь.
Автор – Дмитрий Панковец
Джерело сайт видання “Наша Нива”